Джиу-джитсу – взгляд сквозь векаГибкая ива распрямляется после бури, тогда как могучий дуб лежит поверженным ДЖИУ-ДЖИТСУ (джиу-джицу, дзюдзюцу) (с японского — «искусство мягкости») — одно, из применяемых названий для японских боевых искусств, который может включать в себя работу с оружием. Джиу (дзю) – легко, уступчиво, нежно. Дзю-дзюцу использовалось в кругах самураев феодальной Японии как метод поражения противника, который был одоспешеный и вооруженный. Потому не было бессмысленным нанесение ударной техники, потому самым эффективным способом поражения и нейтрализации противника были заломы и броски. Основным принципом джиу-джитсу есть: использование силы противника против него самого, не в коем случае не сопротивляясь ей, а лишь направляя в нужную сторону. Суть техники дзю-дзюцу хорошо сформировал японский поэт Иккю Содзюна: «Если нахлынет неудержимый поток, с ним не сражайся, силы не трать – лучше доверься волнам». Данное боевое искусство формировалось в Японии в 14–15 веках н.э. в виде закрытых клановых школ самураев и японской знати. Хотя прародиной Джиу-джитсу следует считать Китай. О том, как возникла эта техника, ходит много легенд. Вот одна из них, в ней говорится, что в некоем городе жил японский доктор Акаяма Сиробэй. Путешествуя по Китаю, он изучал боевые приемы, осваивал технику бросков, болевых приемов и ударов. Вернувшись в родную страну Японию, он разработал технику Хакуда на основе полученных знаний и начал преподавать ее в частной школе боевых искусств. Однако тренировки были ОЧЕНЬ скучны и монотонны, и по пришествию некоторого времени ученики покидали его тренировки. В полном разочаровании Сиробэй был вынужден ее закрыть. Он покинул местность, в которой жил, и поселился в буддийском храме, где решил провести стодневную медитацию. Далее легенда повествует о следующем. Однажды утром Сиробэй вышел из дому, чтобы прогуляться по саду. Всю ночь шел снег, и ветки многих деревьев были сломаны, только у ивы (по другой версии – вишни) не было сломано ни единой ветки, так как снег соскальзывал с ее гибких ветвей. Взглянув на это дерево, Сиробэй ощутил необыкновенное озарение. В тот же миг он понял, что не стоит противостоять силе соперника, нужно уклоняться от нее, изменять ее направление и использовать в своих интересах. Впоследствии он переработал целый арсенал своих приемов, увеличив их число до 70 (по одной из версий – до 300), приняв за основу «всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью». Сиробэй открыл новую школу, в которой обучалось немало его последователей. После смерти учителя она была названа Ёсин-рю. Из Китая китайские военоначальники и монахи завезли боевые искусства (шаолиньское ушу, цинна и другие техники) в Японию, где оно прижилось и приняло самобытные формы. Разные школы Джиу-джитсу (в переводе означает «Мягкое искусство», что означает преимущество гибкости и податливости над грубой прямолинейностью) развивались по-разному: одни дошли прктически неизменными к нашим дням, другие подвергли испытанию значительную трансформацию на протяжении времени. Термин «дзю-дзюцу» был известен не только в Стране восходящего солнца, но и на материке. Он широко использовался в китайских и корейских школах боевых единоборств. На протяжение исторического периода существования это искусство усовершенствовалось. Возникали школы внутри самого искусства. Некоторые школы со временем трансформировались в направлении исчезновения военно-прикладного аспекта. Так появились всемирноизвестные ДЗЮДО (основатель мастер Кано Дзигоро); АЙКИДО (основатель О-сенсей Уесиба Морихеи), современное айкидо ставит основной задачей всестороннее раскрытие и развитие личности в духе гуманизма и гармонии. Среди современных направлений следует назвать также САМБО; КАРАТЕ-ДО, КЭНДО. Сформировавшееся из тех же корней Хакко рю дзю-дзюцу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Большое количество боевой техники присутствует в искусстве, направленное на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры. Эта школа включает раздел шиацу, – точечного массажа применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии входящее в программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и по всему миру. При изучении дзю-дзюцу происходит постоянное контактное взаимодействие между тренирующимися, которое обеспечивает стимуляцию нервных окончаний – при отработке различных приемов происходит стимуляция, что также позитивно сказывается на работе нервных центров и внутренних органов, а также, по принципу обратной связи, стимулирует и развивает центральную нервную систему и мозг. Кроме этого, статические напряжения во взаимодействии с партнером наряду со специальными физическими упражнениями способствуют укреплению связок и развитию сухожильного каркаса и суставного аппарата. При регулярных занятиях дзю-дзюцу происходит стимуляция развития мышечной системы человека. Также развивается гибкость – противодействие воздействию на суставы, способствует развитию гибкости в них. А, как известно, молодость – это гибкость, жесткость же – признак старости. При занятиях растет и потенциал учеников на энергетическом уровне. Многие техники дзю-дзюцу основаны на использовании внутренней энергии и способствуют развитию энергетической системы, что ведет к развитию различных способностей. Для этого используются специальные упражнения энергетической и дыхательной гимнастики. Ну и главное – благодаря обучению, в человеке воспитывается психологическая устойчивость, и в итоге обучения он достигнет способности противодействовать психологическому и физическому давлению, сможет легко выходить из неблагоприятных ситуаций. Сегодня, дзю-дзюцу активно развивается в трех основных направлениях: 1) древней, неизменной форме; 2) в виде трансформированных школ, сохранивших классические методы и характеристики; 3) в форме современных, сильно видоизмененных стилей. Различаются школы и по территориальному признаку: Северные, Южные. Многие традиционные школы в Японии – более ортодоксальные, другие продолжают формироваться под влиянием других видов боевых искусств. Люди, занимающиеся дзю-дзюцу всегда готовы к трудностям в преодолении своих слабостей, упорным занятиям и постоянному поиску истины, падениям и взлетам, иногда лишениям и боли, но непременно направлены на возвышенное усовершенствование своей личности – путь внутреннего преобразования и развития. |
||