Такеноучи Рю (Такеучи Рю)Такеноучи рю (или Такеучи рю) считается одной из самых старых школ дзю-дзюцу, сохранившихся до нашего времени. Считается, что она была создана мастером Такеноути Накацукасадаю Хисамори, прямым потомком линии Минамото 24-го июня 1532 г. Фамильный замок семьи был потерян в результате военной кампании Укита Иэнао, генерала под предводительством Тойотоми Хидеёси. Согласно легенде, уйдя в горы, Такеноути сформировал свою Школу, изучая боевое искусство у некого «призрачного воина», который появлялся ночью в святыне, где он тренировался. В Такеноучи Кейшо Кого Дэн сказано, что мастер тренировался недалеко от синтоистского святилища Санномия (возможно, посвященного Хатиману Оками – покровителю Минамото). Он занимался без отдыха 6 дней и ночей с 72-х сантиметровым деревянным мечом (довольно большим, для невысокого роста мастера), после чего уснул от усталости, положив голову на боккен. Мастера разбудил некто беловолосый и с огромной бородой, настолько страшного вида, что Такеноучи решил, что это видение самого бога Атэго. Будущий основатель Школы попытался вступить в схватку, но был быстро побежден. Горный священник, которым оказался незнакомец, сказал ему: «В тот момент, когда вы встречаете врага - жизнь и смерть предрешены. Именно это называют военной стратегией». Затем, он сообщил, что длинное оружие далеко не всегда бывает предпочтительным и сломал бокен на две части, сделав из него макеты двух кинжалов. По рекомендации нового наставника, Хисамори заложил их себе за пояс и стал изучать методы использования короткого оружия, назвав их «когусоку» или «коши но мавари». Также, учитель обучил его приемам связывания с использованием виноградной лозы. Основой обучения под руководством этого ямабуси были Шиндэн Торитэ Гоккадзё – пять способов быстрого поражения противника. Эти методы существуют в Школе и поныне. После обучения, священник волшебным образом исчез, по легенде, во время вспышки света. В возрасте 64-х лет, основатель передал Школу своему второму сыну Такеноучи Хитачиносуке Хисакацу, котрый в свою очередь обогатил её новыми методами боя. Многие считают Такеноучи рю основой Будзюцу всей Западной части страны. Линия преемственности Такеноучи рю не прерывалась и до сих пор полностью прослеживаема. Школа была разделена на три ветви, существующие до наших дней: Соке, Содэн-ке и Бичу-дэн (или Бичу Шихан-ке). Разделение на линии Соке и Содэн-ке произошло после 8-го носителя традиции, мастера Такеноучи Тоичиро Хисаёши. Школу унаследовали члены семьи Такеноучи. Известно, что первый наследник линии Соке, мастер Гэмонта Икеучи не был членом семьи, но перед получением Школы он был принят в неё и также взял фамилию Такеноучи. Линия содэнке пошла от члена семьи Такеноучи по имени Тодзюро Хисатанэ. Второй руководитель Школы передал её Такеноучи Каганосукэ Хисайоши, прославившемуся своими поединками с превосходящими силой противниками. От него пошла линия Бичу-дэн или Бичу Шихан-ке, переданная Такеноучи Сэйдайю Масацугу, получившего мэнкё кайдэн и уехавшего в район Бичу (Окаяма). По диалекту этой провинции, Такеноучи читалось, как Такеучи. Программа этого направления включает программу линий Соке и Содэнке, плюс еще несколько разделов техники, заимствованных из практикующихся в Окаяме боевых искусств. Не так давно, на общем собрании мастеров всех версий Школы, было отмечено, что основная программа всех версий почти неизменна и практически одинакова. 16-м главным мастером линии Бичу-дэн стал Оно Йотаро сэнсэй, великолепный мастер боевых искусств, а также наситель традиции игры на флете «сякухачи», носитель графского титула «махито» и известный мастер дизайна японских садов, обучающий этому искусству в Киото Зокей Гэйдзюцу Университете. В основной линии, Школа была передана Такеноучи Тоичиро Хисацугу, затем Такеноучи Тоичиро Хисамаса, потом Такеноучи Тоичиро Хисашиге, Такеноучи Тоичиро Хисатака и наконец к 8-му главе школы Такеноучи Тоичиро Хисаёши, который разделил её на две линии. Одна линия перешла к принявшему семейную фамилию Такеноучи Гамонта Хисаери, а главой другой линии, как было написано выше, стал Такеноучи Тодзиро Хисатанэ. После Гамонта Хисаери, школой руководили члены Такеноучи: Тоичиро Хисао, Тоичиро Хисанори, Тоичиро Хисацугу, Тоичиро Хисанори и 14-й мастер Тоичиро Хисамунэ. В линии содэнке, традицию унаследовали Тодзюро Хисатанэ, Тодзюро Хисамори, Тодзюро Хисамицу, Тодзюро Хисахиро и 13-й глава линии Тодзюро Хисатаке. Такеноучи рю – комплексная система боевого искусств, включающая в себя множество разделов: методы боя в доспехах «йорой кумиучи» и без них «дзю-дзюцу», технику боя шестом «бо-дзюцу» и алебардой «нагината-дзюцу», фехтование на мечах «кэн-дзюцу» и «иай-дзюцу» и на ножах «танто-дзюцу», приемы связывания «ходзё-дзюцу» и методы использования боевого веера «тэссэн-дзюцу» и многое другое. Некоторые версии Школы также включают в себя приёмы с короткой палкой «танбо-дзюцу». Дзю-дзюцу этой Школы очень разнообразно и имеет широкий арсенал действий. Оно плотно связано с методами захвата и связывания, а также с использованием короткого оружия. Есть также совершенно нехарактерные предметы, используемые в Школе в качестве оружия, например зонтик или крышка горшка для варки пищи. Также обучают метанию шурикена, использованию кусари (цепи), дзиттэ (жезла) и кусари-гамы (серпа на цепи). Документально, эта самая старая Школа, использующая в программе обучения рокусякубо – 180-ти сантиметровый шест. Бичу-дэн также использует методы, называемые «торитэ», «хадэ» и «комидарэ». Считается, что эта Школа имеет один из самых больших арсеналов технических действий в японских будзюцу. Сегодня он насчитывает более 500 способов боя. Базовый тренинг Школы начинается с 11 методов когусоку и техники бо-дзюцу или кемпо. Считается, что бо-дзюцу играет большую роль в развитии всей дальнейшей техники Школы, развивает и укрепляет ученика. Также, достаточно быстро, в программу обучения вводится раздел иай-дзюцу. Затем, постепенно водятся методы боя другими видами оружия и 8 приемов Тоши Хадэ, представляющих собой удары в жизненно-важные точки «кюсё», рассчитанные на поражение противника в доспехе. Затем изучаются разделы торитэ (методы захвата, задержания и ареста, обычно на ходу), заай, кумиучи и комидарэ. Школа Такеучи рю развита согласно традиции Сю-Ха-Ри, и имеет три основные формы выполнения техники, от формальной, к более и более гладкой. Большой акцент Школа делает на методы срыва дистанции и входа, особенно важного в случае, если противник вооружен. Известно, что в конце 19-го века, несколько шиханов Школы успешно выступили против представителей Кодокан Дзюдо. Считается, что победу принесли методы ката из раздела кумиучи, присущие линии Бичу-дэн. Это техники борьбы лежа, использующие удушения и болевые приемы, которые были бы запрещенными в наше время в спортивной борьбе по правилам дзюдо. Такеноучи рю оказало огромное влияние на целый ряд Школ традиционного японского боевого искусства, в частности на Такаги рю дзю-дзюцу, второй глава которой проиграл в схватке пожилому мастеру Такеноучи и стал его учеником, получив полную передачу. Официальные поединки были проведены в замке Цуяма в области Мимасака при лорде Мори, о чем говорит история обеих школ. Мастер Такеучи Хисаёши, третий глава Школы в это время ездил по стране, проводя свое «муся сюго». По описаниям, он был маленького роста и абсолютно не мускулистым. Несмотря на существенную разницу в размерах и силе, юный Такаги, о котором говорили, что он вбивал монеты в дерево ударами кулака и был огромного роста (примерно 185 см, что для средневековой Японии считалось редкостью), дважды был повержен и взят на контроль. Описания говорят, что Такаги обхватил Такеучи обеими руками и попытался провести какой-то прием, однако, в момент изменения захвата, Такеучи выскользнул, ударил кулаком в пах и, захватив, опрокинул Такаги. Это был нокдаун и, пока Такаги пришел в себя, он был уже частично связан. Однако, будучи очень сильным, он порвал веревку и попытался вырваться. Тогда Такеучи, выхватил свой короткий меч и прижал его к шее Такаги. Повторный поединок был подобным, после чего, схватка была остановлена лордом Мори и Такаги попросился в ученики к Такеучи. |
||