Боевое искусство Хонтай Йошин Рю Такаги Рю было создано в 17-м веке. Считается, что эта Школа была особенно активной в Период Эдо. В это время, она была развита в регионах Химэйдзи и Ако, а затем, в период Мэйдзи и позже, Школа стала развиваться и в других регионах. Существуют несколько разных историй о дальнейшем развитии Школы. Это связано с тем, что в 19-м веке, Школа продолжила свое существование в нескольких версиях. Надо сказать, что некоторые истории не могут быть подтверждены документально и имеют некоторые расхождения в разных ответвлениях Школы.
Несмотря на то, что первым мастером Такаги рю считают Такаги Ориемона Шигетоши, некоторые версии Школы начинают исчисление от некого монаха Унрю, а затем от Ито Ки но Ками Сукетада, который обучал Такаги. По одной из таких версий, в основу Школы, лег несохранившийся до наших времен свиток «Амацу Татара Ринпо Хидэн Сэсшо», приписываемый Унрю.
Основатель школы, Ориемон Шигетоши Такаги родился 2-го января 1635 года (по некоторым данным, 2 апреля 1625 года). Его детское имя было Инатоми Умон Шигетоши. Он был вторым сыном одного из членов самурайского клана, служившего Катакура Кодзиро, хозяину замка Шираиши в Мицу-но Куни. С детства он изучал искусство владения коротким мечом школы Муто Рю Кодачи и искусство боя копьем школы Киочи Рю Содзюцу под руководством мастера Муто Дануемон. Также известно, что Умон интенсивно практиковался в рукопашном бою "тай-дзюцу" и в метании оружия "сюрикен-дзюцу". Еще в юности добившись мастерства в этих боевых искусствах, он был известен большой физической силой. Его отец Инатоби Сандзаемон, преподаватель искусства фехтования мечом в провинции Шираиши, однажды был убит в ночной схватке группой нападавших. По одной из легенд, использовав на практике слова отца о принципах гибкости "йо", и о том, что "йобоку" - гибкая ветвь ивы может быть сильнее, чем крепкое и высокое дерево, которое уязвимо и легко ломается, Умон отомстил убийцам своего отца, уничтожив их. Именно эта философия после победного сражения заставила Умона назвать свою школу Йошин Рю, а себе взять имя Такаги Ориемон Шигетоши. Он использовал термин "йошин" в названии своего боевого искусства для реализации принципов, которые усвоил от отца, включив в созданную им систему навыки, которые получил от занятий техникой боя копьем "яри" и алебардой "нагината" у мастера Ито Ки но Ками, преподавателя школы Кенко-рю, в которой он получил полную передачу всех знаний «мэнкё кайдэн». Известно, что основатель Хонтай Такаги Йошин рю также изучал Ягю-рю кенпо у мастера Ягю Ичиношин, Уэда рю ба-дзюцу у Уэда Кичинодзё Шигетоки, Кахо-дзюцу у Мураго Хиобу, Кусаригама дзюцу у Мураока Дзудзаэмон Шигезаэмон, Дзюттэ-дзюцу у Кудо Гонпаро и Ямада рю гункаку хэйхо у Ямада Харука.
Некоторые источники говорят о том, что в течение жизни, мастер Такаги принимал участие в нескольких дуэлях. В возрасте 23-х лет, он сразился с Ягю Мунэори, выдающимся мастером Ягю рю, от которого потерпел поражение. Это отразилось на его понимании боевых искусств и, по легенде, на 37-ой день его тренинга на горе Курама, ему было видение атакующего его огромного тигра. Такаги направил копье в глаза животного и это остановило его. Переосмыслив некоторые аспекты, Такаги повторно пожелал сразиться с мастером Ягю и во время повторного матча, когда он направил свой мечь в глаза Ягю Тадзиманоками, тот признал его реализацию, как мастера. На этом матч окончился без победы и поражения и без пролития крови. Надо заметить, что в этой легенде есть некоторое несоответствие дат.
Известны линии Школы, которые упоминают о том, что 15 августа 1695 года император Хигашияма назначил Такаги Ориемона Шигетоши шиханом в 6-ти искусствах, императорским телохранителем и инструктором охраны императорского дворца.
Такаги ушел из жизни в 1711 году. Осталось несколько его изображений, сделанных выдающимся автором гравюр Утагава Куниёси. Эти изображения из серии о японских героях и из серии о мастерах меча.
В 1993 году, последователи Школы линии Хонтай Йошин рю посетили его могилу в районе замка Шираиши и провели возле нее тренировку, посвященную памяти основателя.
Второй мастер Школы, Такаги Уманосуке Шигесада, родившийся в 1655 (или в 1666) году и в 1672 он получил мэнкё от Соке. В своих путешествиях по стране, он изучал разные школы боя и считается основателем некоторых, например, кроме Такаги рю, ему также приписывают основание Микен рю и Какугай рю.
В юности он принял участие в нескольких неудачных для него схватках с уже пожилым мастером Такеноучи рю. Это был Такеучи Хисаёши, внук основателя Школы Такеучи Хисамори и третий Соке Школы. Схватки были вполне официальными и проводились в замке Цуяма (область Мимасака) в присутствии лорда Мори, о чем свидетельствуют данные обеих школ.
Мастер Такеучи в это время ездил по стране, проводя свое «муся сюго». По описаниям, он был маленького роста и абсолютно не мускулистым. Несмотря на существенную разницу в размерах и силе, юный Такаги, о котором говорили, что он вбивал монеты в дерево ударами кулака и был огромного роста (примерно 185 см, что для средневековой Японии считалось редкостью), дважды был повержен и взят на контроль. Описания говорят, что Такаги обхватил Такеучи обеими руками и попытался провести какой-то прием, однако, в момент изменения захвата, Такеучи выскользнул, ударил кулаком в пах и, захватив, опрокинул Такаги. Это был нокдаун и, пока Такаги пришел в себя, он был уже частично связан. Однако, будучи очень сильным, он порвал веревку и попытался вырваться. Тогда Такеучи, выхватил свой короткий меч и прижал его к шее Такаги. Повторный поединок был подобным.
Схватка была остановлена лордом Мори. Такаги сразу же попросился в ученики и был официально принят, как «дэши». Считается, что он освоил всю школу, включая высшие уровни и получил инструкторскую лицензию. После этого, он изменил свою семейную систему боя и ввел в неё множество «мягких» элементов, сформировав Такаги рю тай-дзюцу коши-но-мавари. Однако полученный результат, все еще не удовлетворил мастера, и он продолжал искать более совершенные методы, позволяющие побеждать в поединке, без использования существенной физической силы. После уединенной 100 дневной практики в горах, Такаги получил мистическое переживание "тэнсин-сё", в котором он более полно осознал принцип мягкости и методы его использования в реальном бою и понял принципы Инь-Йо Гендзюцу Иппо и Хиссё но Йошин (мягкого сердца для уверенной победы). Уманосуке усовершенствовал свое искусство и назвал его Хонтай Йошин Рю Такаги Рю Дзю-Дзюцу. Он известен сейчас, как преподаватель, развивший один из наиболее ранних стилей рукопашного боя для самураев. В 1695 году, семья Кинеи официально признала его мастером и учителем боевого искусства высшего уровня в 6-ти боевых искусствах и присвоила ему титул «Шинан-яку» - истинного мастера. По некоторым данным, в 1693 году он был инструктором императорской охраны. Известно, что будучи серьезным практиком Дзэн (от учителя Гудо Васё), Такаги ввел некоторые методы дзэского тренинга в программу своей школы.
Уманосуке умер в 1712 или 1716 году, оставив приемником своего сына Генношина Хидэшиге Такаги. Некоторые источники утверждают, однако, что он прожил еще около 30-ти лет, совершенствуя свое искусство и умер в 1746 году. Он также удостоился быть изображенным на гравюрах Утагава Кунисада Тойокуни и Утагава Куниёси. О нем и о Такаги Ориемоне были написано в работе Муся Шугё Дзюнхироку (информация о 31 исторической фигуре мастеров боевого искусства) и в поэтических произведениях о воинах («Буккэй хякунин иссю», автора Рютэй Сэнка).
Третий мастер Школы считался выдающимся мастером рукопашного боя своего времени. Он преподавал в Химейджи и получал 500 коку риса, обучая самураев высокого уровня боевому искусству своей семьи. Кроме дзю-дзюцу, в программу его Школы входили бо-дзюцу, нагината-дзюцу, со-дзюцу и шурикен-дзюцу. Генношин (Генносукэ) Хидэшиге Такаги умер в раннем возрасте 32-х лет, передав Школу своему другу и ученику. Этим четвертым Соке Школы стал Окуни Кихэй Шигенобу, родившийся в 1684 году в Изумо мастер Кукишин Рю, который прославился совершенным искусством боя алебардой "нагината" и шестом "бо". По некоторым данным, мастер Окуни был также носителем традиции Тэндо рю нагината дзюцу и Чосуй рю тай дзюцу, получив кайдэн от Тэцухэя Масатаки. Знакомство мастеров произошло в горах во время мистической аскезы. Встретившись с мастером Такаги в серии поединков "тарю дзиай", он потерпел поражение в рукопашных схватках, но оказался лучшим в бою с деревянным оружием. После приглашения Геношина Хидешиги Такаги посетить семейный додзе, Окуни стал его учеником и впоследствии унаследовал от него титул Соке. Он развивал Школу в Ако (префектура Хиого). С этого времени, оба искусства объединились и Хонтай Такаги Йошин Рю Дзю-Дзюцу и Кукишин Рю Бо-Дзюцу стали изучаться совместно, как одна система.
Есть некоторые несоответствия в информации об отношениях Школ Кукишин рю и Такаги рю. По источникам семьи Куки, техника Кукишин Рю изучалась в семье Такаги и ранее, еще в начале 17-го века. По этому утверждению, еще с 1602 года представитель семьи Такаги изучал Кукишин рю и 7 марта 1617 года он получил традиционные свитки и полную передачу школы. Представители семьи Куки считают, что отношения обеих Школ начались на несколько поколений раньше схватки Такаги и Окуни. Однако официальная версия Хонтай Йошин Рю Такаги Рю говорит о первом контакте Школ именно в лице Геношина Хидешиги Такаги и Кихэй Шигенобу Окуни. Известно также, что Окуни практиковал мистическое искусство «сюгендо» - путь обретения могущества. Именно в горах, во время уединенной практики он впервые повстречался с третьим патриархом Хонтай Такаги Йошин Рю, также проходящим аскезу. Также, следует заметить, что последователи Хонтай Йошин Рю считают, что школа заимствовала только раздел техники боя с оружием, хотя, последователи Кукишин рю считают, что многое в разделе рукопашного боя также близко по технике и принципам. Обе эти Школы переплетались не только в начале пути, но и в последствии, когда в 19-м веке, мастер Ишия (Иситани) Мацутаро, получив знания от своего отца Ишия (Иситани) Такео Масацугу (главы Хонтай Такаги Йошин рю) параллельно изучил Кукишин рю у Иба Тойотаро (14го главного мастера Кукишин рю).
Следующими носителями традиции Хонтай Такаги Йошин Рю были: Окуни Хачикуро Ноботоши, Окуни (Таро-Дайсукэ) Дайфу Таданобу, Окуни Кихье Йошисада, Окуни Йозаемон Йошисада, Накаяма Дзинай Садахиде, Окуни (Такэ-Уэмон) Буемон Хидэнобу, Накаяма Казаемон Садайоши, Окуни Камадзи Хидэтоши.
Один из учеников Окуни Кихэя в Хонтай такаги йошин рю и в Кукишин рю, Иванага Генносукэ Масамицу в 1753 году также получил мэнкё кайдэн. Он отделился от школы и сформировал своё направление Шингецу мусо янаги рю, которое существует до сегодняшнего дня. Нынешний Соке школы мастер Иванага Гензабуро.
Тринадцатый носитель традиции Яги Икигоро Хисайоши является отдельной вехой в развитии Школы, т.к. именно с него началось её разделение на ряд версий. Он впервые дал высший титул и свитки Школы сразу нескольким ученикам и после него, это стали делать и другие носители традиции. По имеющимся данным, Яги был втянут в политический конфликт в октябре 1841 года, в результате чего стал ронином.
Интересен зарегистрированный исторический факт: однажды во время пешего перехода он неожиданно подвергся нападению огромной бешеной собаки, которая терроризировала всю округу, и убил ее маленькой деревянной шпилькой для волос.
Не имея другой работы, он открыл додзё и обучил множество студентов, некоторые из которых достигли высокого уровня мастерства. Трое из его учеников впоследствии создали свои собственные ветви Школы: Фудзита-дэн, Ишибаши-дэн и Ишия-дэн. Линию Ишия еще называют Иситани-дэн.
Каждая из этих Школ стала развиваться параллельно и, с тех пор, как Школа разделилась, каждая версия имеет свою собственную генеалогию.
Линия Ишибаши вероятнее всего, прервалась на нем, т.к. неизвестен никто, кому бы он передал мэнкё кайдэн. Считается, что после его смерти, все его свитки остались у его детей. Ишибаши был владельцем магазина «Амазакея», его бизнес занимал много времени, и неизвестно вообще, преподавал ли он боевые искусства.
Согласно версии Фудзита-дэн, 14-м Соке Школы стал Фудзита Фудзигоро Хисайоши, у которого учился 15-й Соке Мизуто Йоситаро (Мизута-дэн) и, впоследствии следующий глава Школы (этой версии) Такамацу Тосицугу, передавший линию преемственности Сато Кинбэй, Кимура Масахару и Хацуми Масааки.В некоторых текстах линии, идущей от Такамацу Тосицугу, сказано, что его передача Такаги рю идет также и от мастера Ишия (Иситани). Вероятно, это связано с тем, что он контактировал с Ишия Мацутаро.
Очень известной и авторитетной стала Школа мастера Ишия (1845 – 1902). Согласно её данным, четырнадцатый Соке Школы, Ишийя Такео Масахару, был известен в Японии, как "мастер мастеров боевых искусств эпохи Эдо". Его наиболее известным принципом обучения было развитие "мягкости снаружи и твердости внутри". Это выражение сохранилось, как главный принцип школы Хонтай Йошин Рю Такаги Рю до наших дней. По некоторым данным, Ишия курировал работу нескольких додзё, в которых практиковалась его Школа.
Об Ишия Такео известно несколько историй. В одной из них, однажды он поборол огромного борца сумо по имени Оцуцу, и, зафиксировав его одной рукой, а другой, взяв за волосы, макал лицом в грязь. В другом подобном рассказе, в Осаке, два борца сумо, которых звали Конишики и Яцука неожиданно напали на него и, опрокинув на землю, прижали сверху. Они предложили Ишия попытаться вырваться. Мастер, не вставая с земли, атаковал их ноги и опрокинул обоих.
Некоторые адепты Будо также утверждают, что Ишия Такео был мастером не только Кукишин рю и Хонтай Такаги Йошин рю, но и 11-м Соке школы Гикан рю. По этим данным, 27 августа 1863 года, Ишия, уже будучи Соке двух школ, встретил в одном из храмов раненого в руку Урю Гикана, 10-го Соке Гикан рю (основанного Урю Хаган, даймё Кавачи но Куни). Ишия помог ему и, подружившись, Гикан научил его своей фамильной школе рукопашного боя и дал ему мэнкё кайдэн.
Мастер внес в технику Хонтай Такаги Йошин рю ряд изменений, разработав несколько дополнительных разделов и передал титул 15-го Соке своему сыну Ишия Мацутаро Масайоши (ум. в 1909), (который покинул дом в раннем возрасте и также стал Соке Кукишин рю другой версии), а он, в свою очередь, передал титул 16-го Соке лучшему ученику своего отца Какуно Хапеита Масайоши (Какуно-дэн). По некоторым данным, сам Ишия Мацутаро, в последние годы жизни работал начальником охраны на фабрике, которая принадлежала семье Такамацу. В одной из версий считается, что он дал мэнкё кайдэн и Такамацу Тосицугу.
Мастер Какуно Хапеита (1875 – 1939) сделал очень многое для развития Школы, проводя демонстрации по стране и внеся некоторые дополнения в технику Школы. Соке Какуно имел несколько учеников высокого уровня. Наиболее выдающимися из них были Минаки Сабуро Масанори, Цуцуи Йошитаро и Каназава Ичизо.
Минаки Сабуро, родившийся в 1906 году, был известным мастером боевого искусства, внесшим огромный вклад в сохранение классического искусства самураев, а также мастером мануальной терапии "сэйкоцуин" и художником. В 1933 году он получил «мэнкё кайдэн» и через 4 года, в 1937 году он открыл свой первый додзё в Токио. Он проводил жесткие тренировки, часто демонстрировал разбивание камней ребром ладони. В 1939 году, когда его учитель, Какуно сэнсэй скончался, Минаки вернулся в Кобэ. Однако, считая себя все еще не совершенным, он решил продолжить свою практику, следуя старым методам. После уединенной практики медитации и тренировок под водопадом Фумон но Таки, Минаки сэнсэй несколько изменил технические формы и методы тренировки, в соответствии с идеями и планами своего учителя Какуно. Также, Минаки учил, что Будо, в котором нет духа Будды, не является истинным Будо, т.к. он считал, что сердце истинного мастера должно быть милосердным. Он считал, что развитие истинного боевого искусства требует развития творческого потенциала учеников. Минаки Сабуро, 17-й Соке Хонтай Йошин Рю считался очень авторитетным мастером Школы и, практикуемая им версия была очень известной в свое время, поэтому именно ему и его ученикам Японская Федерация Традиционных Боевых Искусств, предложила создать учебно-демонстрационный фильм о боевом искусстве семьи Такаги. Также в фильме демонстрировались элементы Кукишин рю бо-дзюцу.
Во время отсутствия Минаки, также имеющий "менке кайден" мастер Цуцуи Томотаро Йошитака (1906 – 1983), постоянно преподававший в главном додзё и бывший ведущим инструктором хонбу в Кобэ, стал руководителем Школы. По возвращению Минаки, Школа разделилась и Цуцуи Томотаро стал Соке ответвления, названного им Такаги Рю Дзю-Дзюцу, а Минаки сменил название Школы сначала на Фумон Йошин рю, а затем на Хонтай Йошин Рю Дзю-Дзюцу. В Школе Соке Цуцуи продолжали культивировать старую технику практически без изменений, обучая традиционным методам боя на коленях и приемам отбора меча и ножа. В его линии, он является 17-м Соке после Какуно Хаппеита. Цуцуи передал Школу Кусухара Такано, а он, в свою очередь Кусухара Шигеоши.
Мастер Каназава Ичизо был выдающимся специалистом и преподавателем, одним из лучших учеников Соке Какуно. Еще при жизни мастера, Каназаве было предложено стать следующим главным учителем Школы. Он продолжал обучать учеников классической версии Хонтай Такаги Йошин Рю и Кукишин Рю до самой смерти, но не открывал собственного направления, передав все свои знания сыну Каназава Акира и его другу и коллеге Ясумото Акийоши. Также, у Каназава Ичизу учился Иноуэ Тсуйоши.
Официально Соке Минаки разделил Хонтай Йошин рю и Кукишин рю и передал Хонтай Йошин Рю дзю-дзюцу и меч 13-го главы Школы Яги Хисайоши своему ученику Иноуэ Тсуеши Мунетоши, как хорошему организатору и человеку, внесшему вклад в международное развитие. Это произошло в 1982 году на официальной церемонии. Однако, "менкё кайдэн" в Хонтай Такаги Йошин рю - признание высшего уровня и право на независимость и открытие своего направления получили целый ряд его учеников: Харага Хироши, Каназава Акира (сын Каназава Ичизо), Сато Кумимаро и Ясумото Акиеши.
Разумеется, после разделения Школ, мастера линии Хонтай Йошин Рю не перестали практиковать изученные ими за многие годы занятий методы боя с оружием из Кукишин рю, однако, этот раздел стал именоваться Хонтай Йошин рю бо-дзюцу.
18-й носитель традиции Хонтай Йошин Рю Соке Иноуэ Тсуеши Мунэтоши в свою очередь присвоил высший уровень своему сыну и наследнику Иноуэ Коичи, ставшему 19-м Соке в 2005 году, а также Мицуаши Йошихиро и Куришима Кукио. Все эти мастера долгое время работали совместно, распространяя принципы и технику Хонтай Йошин Рю в Японии, США и Европе. Однако в 1996 году ведущие инструкторы Школы Ясумото Акиёши и Каназава Акира, по ряду причин, вместе со своими учениками ушли из хонбу и стали развивать собственное направление. После этого, главным инструктором Хонтай Йошин Рю стал Иноуэ Коичи, сын Иноуэ Тсуйоши, прошедший многолетнее обучение у своего отца и у Ясумото Акиеши, а также занимавшийся под руководством Минаки Сабуро в последние годы его жизни.
Хонтай Йошин Рю (Минаки-дэн) и Такаги рю (Цуцуи-дэн) были внесены в созданный список нескольких десятков школ традиционного японского боевого искусства, признанных японской федерацией кобудо. Несмотря на то, что в Японии официально существует несколько сотен стилей боевого искусства, только некоторые из них сохранили полную информацию о линии преемственности до нашего времени и признаны, в качестве «корю бу-дзюцу».
В 1999 году, прямой ученик Соке Минаки, мэнкё кайдэнся Ясумото Акиёши официально открыл свою Школу, назвав её Мото-ха йошин рю (Йошин рю версии Ясумото). В основу Школы легли объединенные знания, полученные им от его учителей Минаки Сабуро и Каназавы Ичизу и разработки, проведенные совместно с сыном последнего, Каназавой Акира.
Также, считается, что влияние на Школу оказали и общение и некоторые занятимя с Цуцуи Йошитака. Нужно отметить определенное влияние, которое Ясумото оказал на Хонтай йошин рю. Созданная им форма «йошин но ката» до сих пор, даже после его ухода из Школы практикуется многими его бывшими учениками из европейских додзё. Также, до сих пор практикуются окончания некоторых технических действий, которых не было в классических ката времени Минаки.
В течение многих лет, во время ежегодных выступлений в Токийском Будокане, при жизни Соке Минаки и Соке Цуцуи, Ясумото Акиеши ассистировал им в демонстрации техники дзю-дзюцу. Затем, в более поздние годы, технику Школы в основном демонстрировал также Ясумото Акиеши. Ему ассистировал обычно Иноуэ Коичи, нынешний главный мастер школы, что видно по многочисленным видеозаписям и фотографиям того времени. В 1986 году, в серии показательных выступлений по боевым искусствам в Китае, организованных при совместном содействии японского и китайского правительств, Школа Хонтай Йошин Рю была единственной школой дзю-дзюцу, избранной Японской Федерацией Традиционных Боевых Искусств для демонстрации классического японского искусства рукопашного боя. Наряду с делегацией школы, в демонстрации принимали участие мастера айкидо, сериндзи кемпо, дзюдо, кюдо, кендо и кен-дзюцу. Будучи ведущим мастером дзю-дзюцу, Ясумото сенсей демонстрировал этот раздел Школы, а его коллеги показывали искусство владения различными, входящими в программу Хонтай Йошин Рю видами оружия.
Следует обратить внимание на то, что Соке Иноуэ унаследовал только линию Хонтай Йошин Рю дзю-дзюцу, т.к. линию Кукишин рю бо-дзюцу унаследовал Киода Мацуда, который пробыл Соке всего один день, после чего, он передал Школу мастеру Танака Фумон, который назвал себя «секретным учеником Минаки Сабуро». Таким образом, 19-м Соке Кукишин рю бо-дзюцу этой линии стал Танака Фумон. Он называет это направление «Школой 9-ти демонов», что говорит о том, что эта версия названия, вероятно, сохранена в линии Ишия. Продолжая свои изыскания, Соке Танака изучил также направление Кукамишин рю у Ихэя Мацумото, и стал в нем также носителем традиции и Соке. Интересно, что в этой линии, Ишия Мацутаро Тадааки считается 16-м Соке.
Есть информация, что в разных линиях Школы, в разное время использовались разные виды оружия. Например, известно, что в Мизута-дэн не было передачи раздела Кукишин рю бо-дзюцу, т.к. мастер Мизута покинул додзё своего учителя до того, как освоил эту технику, получив мэнкё но маки (в этой версии, это не последняя степень). В линии Соке Минаки, Школы были разделены и Кукишин рю и Хонтай Йошин рю передавались отдельно и имели разных Соке. Существует дэншо, включающее раздел «кама» - техники боя серпом, однако никаких данных о том, откуда появилась эта техника в Школе - нет. В существующем до наших дней свитке 1844 года указано, что в данной версии, Школа была передана от упомянутого выше известного во всех линиях школы Накаяма Казаэмона некому Ямада Такахиро, затем к Асада Саддаму, потом к Минамото Садацугу, которые передал её в свою очередь Китакава Моритаро. Об этой версии Школы сейчас практически ничего не известно.
|