Кендо

Кендо (путь меча) — японское воинское искусство, основанное на приемах владения самурайским мечом, имеет длинную и богатую историю, которая насчитывает много сотен лет. С момента зарождения и до второй половины 19 века в Японии применялось боевое оружие, позже были введены бамбуковые тренировочные мечи (синаи) и защитное снаряжение, что сделало возможным свободное состязание без кровопролития. Подобное снаряжение используется в кендо и в наши дни. В настоящее время кендо все больше набирает популярность. Многие миллионы людей во всем мире занимаются этим искусством. Ежегодно проводятся чемпионаты мира и Европы по кендо. С 1998 года в международных соревнованиях принимает и Русская Федерация Кендо, основанная в 1989 году и входящая в состав Всемирной и Европейской Федераций Кендо.

Эпоха кланов Гэндзи и Хэйкэ — истоки происхождения Кендо

Вначале Х века в отдаленном от политического центра Киото районе Канто (окрестности современного Токио) начали появляться отряды вооруженных всадников, известные как цувамоно, моно-но-фу или самураи. Изначально эти воинственно настроенные отряды состояли из членов собственной семьи военного вождя, так что воины и крестьяне составляли единую группу. Однако к 12 веку в отряды начали принимать людей со стороны, что привело к возникнове¬нию системы «господин-вассал», в которой вассалы были известны как иэ-но-ко, или родо. Двумя такими вооруженными группами были кланы Гэндзи и Хэйкэ.

Бусидо, или «Путь Самурая», японский средневековый воинский кодекс поведения, уходит корнями в эту эпоху. Первоначально специалисты, владевшие искусством ведения боя с оружием, моно-но-Фу, довольно рано разработали неписаный моральный кодекс, делавший основной упор на такие добродетели, как преданность, отвага и честь. На поле боя отвага мононо-фу не знала границ; сидя верхом на коне, он натягивал свой крепкий лук и всегда был готов лицом к лицу встретиться с врагом. Он ненавидел трусливые поступки, он никогда не поворачивался спиной к врагу и не бежал, он не сбивал с ног лошадь, чтобы убить всадника. Моно-но-фу проявлял уважение и внимание к женщинам. И скорее предпочел бы умереть, чем снести оскорбление.

В конечном счете в 1185 году клан Хэйкэ, или Тайра, потерпел поражение, вслед за чем военный вождь победившего клана Гэндзи, или Минамото, организовал новое, исключительно военное правительство — Сёгунат. Начиная сэтого периода самураи стали играть главенствующую роль, а то, что первоначально было воинскими навыками моно-но-фу, развилось в нечто гораздо большее, чем просто набор боевых техник. Оно объединило в себе строгий моральный кодекс поведения и определенный склад ума. В результате возник ПутьСамурая, а средневековый период предоставил обширные возможности для его дальнейшего развития и совершенствования. Период Сёгуната Муромати(1336—1573) со своими практически не прекращавшимися войнами было особенно бурным периодом японской истории.

Период Воюющих rocудapcв (1467—1568)

За войной Онин (1467—1477), начавшейся в результате спора о преемственности власти сёгуна и приведшей к практически полному разрушению Киото, столицы страны, последовало целое столетие боевых действий, известное как «Период Воюющих Государств». Сражения, бушевавшие на протяжении этого периода, представляли собой главным образом междоусобные конфликты между различными группами вассалов, использовавших такие виды оружия, как копья, луки, мушкеты и т. д. Однако, хотя это бьmи и групповые сражения, когда дело доходило до ближнего боя, победа или поражение определялись боевой техникой отдельного человека. Чтобы не дать врагу одолеть себя, командующим приходилось изучать различные воинские искусства.

На протяжении этой эпохи возникло три школы фехтования.

  1. Школа Тэнсинсёдэнсинторю (основатель Иидза Тёисай).
  2. Школа Айсукагэрю (основатель Айсу Икосай)
  3. Школа Итторю (основатель Тюдзё Хёго-но-ками Нагах:идэ)

Хотя существовало бесчисленное множество других мастеров фехтования, основатели трех перечисленных выше школ, Иидзаса, Айсу и Тюдзё, наиболее известны и считаются старейшими специалистами воинских искусств. Некоторые мастера фехтования шли на службу к дайм.ё (феодальным правителям), которые не только сами получали наставления от этих ветеранов, но и следили за тем, чтобы их вассалы также овладевали секретами искусства.

Период Эдо (1603—1868)

После бурных распрей периода Муромати Япония наконец-то была объединена под началом Cёryнaтa Toкyгава и в конечном счете закрыть свои двери для Запада, почувствовав угрозу со стороны христианства и потенциальный вред, который могла бы нанести европейская вооруженная поддержка оппонентов нового режима. Охватывающая более 160 лет, это была эпоха, когда возникло и достигло своего расцвета многое из того, что сейчас считается традиционно японским в области искусства и культуры. Кэндо является одним из примеров.

Мастера фехтования, активно действовавшие в период Воюющих Государств, не использовали никаких защитных приспособлений, поэтому кэйко состояло в овладении приемами обращения с тати (длинным мечом) и бокуто(деревянным мечом), изучении у мастера ката и нанесении ударов по деревьям для оттачивания техники. Для сиай (соревнований) использовались настоящиемечи, или 60 куто. Период Эдо стал свидетелем постепенного возникновениядодзё, улучшения конструкции синая и защитного доспеха. В восемнадцатом веке стали нормой кэйко в додзё, когда участники защищены доспехами и обмениваются ударами син. аев. По существу, говорят, что к концу режима Toкyгавa возникло что-то около пятисот-шестисот различных школ.